Консультации специалистов

осуществляются по основным направлениям деятельности классных руководителей, а также по актуальным вопросам организации воспитательного процесса в классе. Консультирование — не трансляция готовых образцов профессионального поведения, а выработка новых моделей, ориентированных на профессионально-личностные возможности педагога

Часто задаваемые вопросы

Добрый день, коллеги. В первую очередь изменилась формулировка самого понятия «воспитание». Важное дополнение касается «формирования чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям» [Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».]. Кроме того, в соответствии с поправками воспитательная работа будет являться частью образовательных программ.

Образовательные организации должны самостоятельно разработать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Следует отметить, что каждая школа и сейчас уже имеет свою программу воспитания на каждый уровень образования, но до сих пор для нее не было разработано четко структурированной модели. Эта задача решена научным коллективом Института стратегии развития образования РАО. По заданию Министерства просвещения РФ разработана примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций (утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 г.). На ее основе каждой школе можно создавать свои рабочие программы воспитания и в соответствии с ними строить воспитательную работу.
Примерная программа воспитания – это своеобразный конструктор, состоящий из таких обязательных разделов, как «Пояснительная записка», «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», «Цель и задачи воспитания», «Виды, формы и содержание деятельности», «Основные направления самоанализа воспитательной работы». Также в нем предложена четкая структура школьной программы воспитания.
Чем удобен этот «конструктор»? В нем уже прописаны все возможные формулировки целей и задач, видов и форм деятельности. Вместо разделения воспитательной работы по направлениям предлагается ее распределение по тем сферам совместной деятельности педагогов и школьников, которые реально организуются в школе. Акцент делается не на мероприятиях как таковых, а на создании в процессе совместной деятельности детско-взрослых общностей, объединяющих ребят и педагогов общими интересами, увлечениями, чувствами, эмоциями – ведь только так и происходит передача ценностей. Подробно расписан каждый модуль воспитательной работы: «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности», «Школьный урок», «Самоуправление», «Детские общественные объединения», «Профориентация» и др.
На основе примерной программы воспитания образовательным организациям предлагается разработать одну общую программу воспитания на три уровня образования: начальное общее, основное общее и среднее общее. Конкретизация мероприятий по уровням образования будет представлена в ежегодных календарных планах воспитательной работы.
Создавать могут по разным причинам.  
А нужно их создавать для создания безопасного и  поддерживающего сообщества администрации, педагогов, учеников и их родителей. Службы примирения делают это в рамках восстановительных принципов и ценностей,  и предлагают свои методы и приемы. Они  отличаются  от педагогических и психологических, хотя конечно  лежат в рамках общих идей  диалога, ответственности, сотрудничества и пр.
Подробнее отражено в книге  «Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений» (есть в сети в открытом доступе) и на сайте www.школьные-службы-примирения.рф.
 
Отвечает: Коновалов А.Ю., руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа»; методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы; член Европейского форума по восстановительному правосудию; профессиональный медиатор и тренер по медиации в системе образования; разработчик концепции школьных служб примирения (вместе с командой Центра «Судебно-правовая реформа»)
Основная задача педагога-психолога – «психологическое сопровождение образовательного процесса» (из профессионального стандарта), социального педагога – объединение ресурсов и воспитательных сил для формирования культуры (Пауль Наторп — автор  Социальной педагогики как дисциплины). Но оба они выступают из экспертной диагностической и консультирующей позиции.
Ведущий восстановительных программ (медиатор) выступает из нейтральной неэкспертной (рефлексивной) позиции, то есть не судит, не диагностирует, не консультирует, не советует, не оценивает и так далее.
Хотя часто в школе медиатором является социальный педагог и психолог, позиции тут у них разные. Также как разные,  например, позиции «учитель русского языка», «классный руководитель», «уполномоченный по правам участников образовательного процесса». Хотя физически это может быть один и тот же человек, но  для каждого вида деятельности цели, понятия, средства, приемы, этапы работы и т.д. у него будут разные.
 
Отвечает: Коновалов А.Ю., руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа»; методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы; член Европейского форума по восстановительному правосудию; профессиональный медиатор и тренер по медиации в системе образования; разработчик концепции школьных служб примирения (вместе с командой Центра «Судебно-правовая реформа»)
Как правило, это не отдельный отдел, а команда единомышленников, которые поддерживают  восстановительные принципы и  проводят восстановительные программы в своей образовательной организации. В России на это не выделяются отдельные ставки, и в мире почти нигде нет отдельных ставок медиаторов в школах — везде это как расширение функционала по аналогии, например с функционалом «классного руководителя»,  в  дополнение к функционалу, например «учителя математики».
Поэтому с директором обычно идет речь об обучении команды его специалистов  в рамках восстановительного подхода и служб примирения и применении восстановительного подхода в существующих форматах — на классных часах, родительских собраниях, методобъединенниях,  советах профилактики и пр. — чтобы Школе взглянуть на привычные ситуации «под другим углом» и тогда найдутся те решения которые изначально были не видны.
Типичные ситуации — драки, кражи, порча имущества, деструктивное поведение, травля (буллинг) жалобы родителей  и пр.
 
Отвечает: Коновалов А.Ю., руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа»; методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы; член Европейского форума по восстановительному правосудию; профессиональный медиатор и тренер по медиации в системе образования; разработчик концепции школьных служб примирения (вместе с командой Центра «Судебно-правовая реформа»)
Про профилактические Круги сообщества для налаживания взаимопонимания между школой и родителями можно посмотреть тут  по ссылке:
 
Отвечает: Коновалов А.Ю., руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа»; методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы; член Европейского форума по восстановительному правосудию; профессиональный медиатор и тренер по медиации в системе образования; разработчик концепции школьных служб примирения (вместе с командой Центра «Судебно-правовая реформа»)

Контакты специалистов

снимок_2

Исаева Наталия Николаевна

Заведующий центра развития общего образования, социализации и воспитания личности

Игнатьева Анастасия Николаевна

Методист центра развития общего образования, социализации и воспитания личности